Тропарь Собору Белорусских Святых начинается со слов: «Почти́ Госпо́дь Белору́сский край/ святы́ми, Ему́ благоугоди́вшими:/». О чём это говорит? Мы не оставлены Богом. Белорусские Святые выступают ходатаями и заступниками перед Богом о земле нашей, о граде нашем, они воззывают непрестанно в своих молитвах, не оставляя всякую немощь человеческую. Важно понимать, что это наследие святости в нашей земле, непосредственное обращение нас, живущих сегодня, к Богу.
То, что мы приняли – должны приумножить. Каждое поколение дарит своего святого человека. К чему это призывает? К тому, чтобы в своём поколении или роду, человек старался быть не только преемником веры, но и тем, кто мог бы веру прославить всей своей жизнью. Кто мог бы не просто рассуждать о принадлежности к религии, используя знакомые выражения: «Я хороший, достойный, а Вы все, неверующие, нет». Кто не станет учить другого тому, что можно, а чего ему нельзя. Ведь это не так. Как писал апостол Павел в Первом послании к Коринфянам: «Всё мне позволено, но не всё на пользу. Всё мне позволено, но ничто да не обладает мною. Пища для чрева и чрево для пищи. А Бог и то и другое упразднит» (1Кор. 6:12 и 1Кор. 6:13). Это ли не есть золотая формула для жизни христианина, воистину доверяющего Богу.
Евангельское чтение в неделю 3-ю по Пятидесятнице звучит следующим образом: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка́к всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:24-33).
Новоиспеченный христианин обязательно задастся вопросом почему же Господь говорит, что нам не следует заботиться о пище и одежде. Неужели мы не должны обеспечивать свой быт, думать о делах насущных? Нет, немного иной смысл в Его словах. Дело в том, что Господь сам знает, что потребно нашим душам. И единственное, что нам нужно, это довериться Ему. Ни больше, ни меньше…
Один старый еврей, живший в первых веках христианства, имя которого неизвестно, в том числе, неизвестно принял ли он крещение, но до наших дней дошло лишь то, что он с огромным уважением относился к христианской проповеди, говорил так: «Если в твоей сумке есть хоть небольшой кусок хлеба, а ты ходишь и волнуешься о том, что же завтра ты будешь есть, то это свидетельство тому, что в твоей душе нет никакой веры». Вера там, где есть доверие Всевышнему. Порой мы слишком сосредоточены на внешнем, чересчур заботимся о лишнем. Люди, живущие действительно в избытке, совершенно не понимают на сколько их чаша изобилия переполнена. Крайняя мера достигнута. И человек, увлекаясь суетой, теряет интерес к самой жизни, существуя в контексте того, чтобы брать, не останавливаясь, задыхаясь от перенасыщения кислородом жадности.
Митрополит Антоний Сурожский (в миру А.Б. Блум; 1914 – 2003 г. ж.), человек, по сути, живший среди нас ещё недавно, говорил так: «Всё, что у меня есть, принадлежит не мне, всё, чем я пользуюсь сверх нужды, – я у кого-то отнял и украл, всё, что я не отдаю свободной волей, любовью своей, я изымаю, отрываю от чуда Божиего Царства любви…».
В первую очередь, Господь призывает нас оставаться людьми, способными в центр своего сердца вместить Бога и нужды тех, кто нуждается в помощи. Так неужели мы можем допустить мысль о том, что Господь Всемогущий, Всемилостивый, Долготерпеливый, Изрядный же во всём, сможет нам чего- то не дать из того, что необходимо для спасения души и для самой жизни. Если же случается так, что в своих молитвах мы просим о чем-либо, но не получаем, это следствие двух путей к размышлению: либо то, что просишь, сегодня не полезно; либо просишь, а сам не веришь Тому, к Кому обращаешься.
И в обществе так случается. Люди общаются и не верят друг другу, а что из этого выходит – известно и понятно каждому. Мы несовершенны; но не кто-то плох и поэтому я общаюсь с ним не очень хорошо, а Я несовершенен и смею скрывать от человека то добро, которым могу поделиться.
Человека обидели, оскорбили, унизили… И что ему с этим делать? Может обижаться. Только вообразите, впуская в свои сердца грусть, печаль, тоску и проживая этот спектр эмоций день за днём, неделями… Какой степени безумства можно этим достичь? Но мы не должны быть безумными. Эту тоску следует гнать, вместе с печалью и разочарованием, как можно дальше от себя. Потому что не было никакого разочарования. Было что-то другое – увлечение, преувеличение, но точно не разочарование. А мы так и живём порой. Обидимся и ходим, годами ходим. И сердца наполнены этим печальным мусором, который лишь отягощает души.
Что дальше? Можно говорить, что нет любви, нет милосердия, нет даже стремления к тому, чтобы простить. А всего перечисленного и не будет, лишь по той причине, что сердце занято гнилью. И пока не уничтожишь её, не выбросишь эту съедающую гадость, ничего большего не сможешь вместить, вобрать, поглотить.
Часто можно услышать: «Евангелие читаю, но сердце остаётся закрытым. Господь не посещает». Некоторые люди говорят, что после Причастия уходят из храма с необъяснимой грустью, может Причастие не то, священник не тот… Отнюдь. Это именно Ты сегодня не тот, которым должен быть. Потому что Господь Абсолютен и Постоянен, Его направленность к человеку неизменна. Если бы хотел Он, чтобы человек ходил огорченным в этом мире – не создавал и не призывал бы к Вечности Святой, в которой Господь желает лишь одного – разделить с каждым эту преисполняющую Его любовь. В этом мире по определению нет плохих людей. Все, кого Господь захотел увидеть и призвать из небытия, унаследовали любовь Божию. И это следует принимать как данность без толики сомнений.
Например, один из грузинских монахов, православный святой, преподобный Гавриил Самтаврийский (в миру Ургебадзе) был известен своим крайне необычным подходом к встрече всех приходящих к нему людей: с осторожностью, почти не устремляя взор на лица, он не смел смотреть в глаза. Объясняя это следующим образом: «Я не достоин смотреть на лик Божий, который отображен на человеке, которым Господь меня посещает». Вдумайтесь. Таким образом, узнавая подобное житие других, мы шаг за шагом приближаемся к истине, что можно без пренебрежения, без гордости, смотреть в души, не видя глаз. Гордость – ничто. Умирая, тело человека кладут в гроб, некий знак равенства: снизу доска, сверху доска. Все амбиции тут же уравниваются, обращаются в ничто. Разве кто-то лежит в гробу обиженным? Нет. Уже нет. Просто лежит. Там уже нет дела до чего-то земного. Прожил жизнь, умер и ждёшь встречи с Господом. Он встречает тебя… Сможем ли мы говорить перед лицом Бога? Одно известно наверняка: Господь познаваем в лицах тех, кто нас окружает. Христианин не может выбрать другой путь. Христианин должен учиться улыбаться другому, перестать замечать какие-то слабости и немощи людей. Ведь если Бог открывает нам некоторые негативные стороны жизни любимого, друга, родственника, кого-то из ближайшего круга общения, то только для того, чтобы мы устремили молитвы во имя этих людей. И, быть может, по молитве нашим и молитвам всей Церкви, Господь избавит того человека от гнетущего его недуга. А для того, чтобы помолиться о ком-то, нужно довериться Богу.
Каждый день мы ищем опыт: кто покажет, кто научит, кто продемонстрирует как жить правильно. Сегодня белорусская земля прославляет тех, кто служил самоотверженно Богу. Взять, например, Святого мученика младенца Гавриила Белостокского, который, по злой и преступной воле человеческой, был похищен и распят на кресте. Но, если задуматься о его родителях… Люди, которые не сказали: «Господи, где ты был? Куда Ты смотрел? Почему допустил?». Напротив, мы сегодняшние, в случае чего: «Господь меня оставил!». Господь не может тебя оставить, потому что Он тебя призвал для того, чтобы ты БЫЛ и общался с Ним. Когда нашли умершего младенца Гавриила, ищущие обратили внимание, что он совершенно не был тронут, волки окружили его тело и не дали птицам и другим животным растерзать и изувечить. Это говорит о том, что Господь заботится о человеке и когда он жив, и когда он мёртв. Поэтому и человеку вверено заботиться о тех, кто лишь опередил нас по дороге в вечность. Быть может это люди, которые встретят нас вместе с Ангелом-Хранителем.
Дорога жизни очень интересна. Слишком много тропинок, путей, которые могут завести в самые непредполагаемые события. И единственное, что можно с уверенностью вновь подчеркнуть – без доверия к Богу, смотреть на загадку жизни невыносимо. Доверяйте.
Святой апостол Павел в своем Послании к Римлянам говорит: «Вы не приняли духа рабства
<…>, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим.8:15-16). Над нами совершенно не властвует дух рабства, а дух сыновства.
Этого ли не много для того, чтобы выйти из Храма, почувствовать себя счастливым и вернуться в следующий раз улыбающимся? Но мир такой… Он во грехе. В Библии всё конкретно расписано, на каждой странице. Мир поражён грехом, что значит – он несовершенен. Поэтому, доверьтесь Богу. В этом мире будут встречаться различные трудности. И их не нужно бояться, если доверяешь Тому, к Кому обращается сердце твоё!